Иоанн Зонара, знаменитейший византийский историк и канонист, жил в первой половине 7 века и первоначально занимал важные придворные должности в Константинополе, но потом принял монашество и предался ученым занятиям.
Плодом этих занятий было, «Изъяснение священных и божественных правил святых и славных апостол, священных соборов вселенских и поместных, или частных и прочих св. Отец».
Зонара первый отступил от употреблявшегося до того времени порядка соборов, принятого во 2 правиле 6 Вселенского собора и поставил, прежде всего, правила соборов вселенских, за ними поместных и после св. отец.
Порядок — принятый Пидалионом и нашею книгою Правил.
В самом толковании Зонара строго держится прямого, буквального смысла правил, изъясняет технические, искусственные термины правил, и их непосредственный смысл и редко обращается к светским законам.
Но эти изъяснения его, в пределах его задачи, большею частью не оставляют желать ничего лучшего, представляя существо и смысл правила в совершенно ясном и удобопонятном виде.
Поэтому-то Вальсамон во многих случаях следует Зонаре и почти буквально воспроизводит его, особенно в толковании тех правил, при объяснении которых не представляется нужды обращаться к светским законом.
Зонару Вальсамон называет превосходнейшим и некоторые его толкования такими, лучше которых и быть не может (Афан. Велик. К Аммуну), а один неизвестный грек замечает, что дивный Зонара истолковал церковныя правила самым ясным и благочестивым образом. Толкований Зонары на правила св. Григория Нисского, Тимофея, Феофила и Кирилла, Александрийских не сохранилось, а может быть и совсем не было.