Святейший Патриарх Кирилл spacer Русская Православная Церковь spacer Украинская Православная Церковь spacer Поместные и Автономные Церкви spacer Каноны Православной Церкви

О схеме Церковных расколов в Украине

О схеме Церковных расколов в Украине

Созданная мною схема церковных расколов является попыткой отобразить ситуацию с раскольническими движениями в Украине в известном нам «Древе церковных расколов». Существенной разницей данного опыта является то, что в образе древа представлена не Церковь Христова, а, собственно, раскольнические новообразования, которые, подобно раковым метастазам, со стремительной силой поражают украинское общество, паразитируют на теле государства, растлевают умы и сердца духовно неокрепших и эмоционально неустойчивых своих приверженцев.

Первое, на что я хочу обратить вашевнимание, это то, что всякий расколоначальник имел прежде общение с Церковью, был священником или епископом, обладал так называемым каноническим иммунитетом.

25-е Апостольское правило гласит: «Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в воровстве обличенный, да будет извержен от священного чина, но да не будет отлучен от общения церковного. Ибо Писание глаголет: не отмсти дважды за одно (Наум. 1,9). Так же и прочие причетники».

Согласно этому принципу, существует система удерживаний и предупреждений клирика, сбившегося с правильного пути. И нужно обладать упорной и сознательной волей, чтобы противопоставить себя Церкви и уйти в раскол. Трагичность ситуации обычно усугубляется тем, что раскольник-священник увлекает за собой и всю свою паству или какую-то ее часть. Раскольник-епископ может увлечь за собой священников, митрополит – епископов. Но мы не знаем ни одного случая, когда вслед за священником в раскол уходил бы и епископ. Это объясняет иерархический принцип Церкви, основанный на Священном Писании:

«Без всякого же прекословия меньшее от большего благословляется» (Евр. 7,7).

Схема построена по предметно-хронологическому принципу, поэтому с левой стороны по всей временнόй вертикали расположена Украинская Православная Церковь, которая является частью Русской Православной Церкви. Следовательно, Украина – это каноническая территория Московского Патриархата. Все Поместные Православные Церкви это признают и уважают принцип, согласно которому в одном городе не может быть двух архипастырей. В последнее время некоторые богословы опровержение данного принципа предлагали назвать экклезиологической ересью.

Во всяком случае, 8-е правило ІВселенского Собора гласит:

«…да не будет двух епископов во граде».

Римский епископ Корнилий (251–253) учит:

«Когда в каком-либо месте поставлен епископ и поставление его признано всеми остальными епископами и народом, то ни под каким видом не должно поставлять другого епископа на то же место».

Авторитетный канонист епископ Никодим (Милаш) (+1956 г.) в толковании на 8-е правило ІВселенского Собора поясняет:

«Весьма легко может быть, что случай с Новатианом в Риме дал повод Никейским отцам при издании правила о новатианах (кафарах) напомнить,  между прочим,  и об этом основном  законе,  предписывающем, что в одном месте (а по нашей теперешней канонической терминологии – на территории одной епархии) может быть только один епископ с настоящей,  правильной епископской  юрисдикцией,  а отнюдь не два».

Следовательно, единственной законной, канонической и благодатной Церковью в Украине может считаться только Украинская Православная Церковь, возглавляемая ныне Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием (Березовским) – с 2014 г. по настоящее время; в 1992 – 2014 гг. Предстоятелем УПЦ был Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан).

Всякий раскол, как и всякое преступление, имеет свои мотивы. Древнеримский афоризм гласит: Is fecit, qui prodest сделал тот, кому выгодно (лат.). Кому еще, кроме врага рода человеческого, выгоден раскол? Какие цели преследует расколоначальник? Это может быть выгодно как непосредственно основателю раскола (например, Филарету (Денисенко), бывшему киевскому митрополиту), так и целой раскольнической группе (например, самосвятам). Предположим, существовала некая богословская или иная проблематика, на основании которой конкретное историческое лицо, используя потенциал власти, знаний и личного авторитета, увлекает часть или всех своих последователей в лоно такой раскольнической  деноминации, в которой бы эта проблематика решалась. Так возникали и изживали себя многие раскольнические движения, ничего не имеющие общего с Православной Церковью, игнорирующие сотериологию[1] и  каноническое право.

От УПЦ символическими стрелками указаны отделившиеся раскольнические деноминации, с годом возникновения раскола и именем его основателя. Также каждый раскол имеет как юридическое название, зарегистрированное в Министерстве юстиции (например, УАПЦ, УПЦ-КП), так и народное наименование (например, «самосвяты», «поликарповцы», «филаретовцы», «анафемы»).

Краткие справки по тем расколам, которые указаны в схеме:

  1. Автокефальный раскол первой генерации:  Липковско-самосвятский

Основатель:  самосвятский «митрополит»  Василий Липковский, бывший протоиерей; 14–30 октября 1921 г.проходит раскольническое учредительное собрание под эгидой «Всеукраинского православного церковного собора».

Характерно:отменили каноны Православной Церкви и издали собственные каноны. Провозгласили необязательность для епископов монашества, стремились к «всенародной самостоятельности».

В 1930 г. УАПЦ самоликвидировалась так же быстро, как ранее  самоорганизовалась.

  1. Автокефальный раскол второй генерации: Поликарповский

Основатель: «архиепископ» Поликарп (Сикорский), бывший епископ Луцкий; 24 января 1942 г. в оккупированной немцами Украине Рейхскомиссариат регистрирует УАПЦ новой генерации.

Характерно: прислуживал и пособничал оккупационному режиму. «Посвятил в епископы» Мстислава (Скрыпника).

В январе 1944 г. вместе с фашистами раскольники покинули Украину, часть из них рассеялась, разбрелась по разным континентам, а другая часть покончила с расколом, примкнув к Константинопольскому Патриархату и РПЦЗ.

  1. Автокефальный раскол третьей генерации. Иоанн (Боднарчук): Неолипковский

Основатель:епископ Иоанн (Боднарчук), заштатный.

22 октября 1989 г. епископ Иоанн (Боднарчук) нарушил церковную юрисдикцию Львовского архиепископа Иринея (Середнего), совершил литургию и самопровозгласился «первоиерархом» УАПЦ.

Характерно: Иоанн (Боднарчук) уступил главенство «митрополиту» Мстиславу (Скрыпнику), сам попросил Синод РПЦ об увольнении. Распространил свое влияние за рубежом, благословив создание РАПЦ.

5–6 июня 1990 г.на «ІВсеукраинском соборе УАПЦ» Мстислав (Скрыпник) стал «патриархом», а Иоанн (Боднарчук) – «митрополитом» и «местоблюстителем». УАПЦ трансформировалась в «Киевский Патриархат».

14 октября 1993 г. не объединившаяся с Филаретом часть УАПЦ после смерти Мстислава (Скрыпника) возвела в «патриархи» ушедшего в раскол протоиерея Владимира Ярему.

В это же время УАПЦ в диаспоре становится соборноправной, не признавая ни одного из «патриархов»: ни Владимира (Романюка) (1993–1995), ни Димитрия (Ярему) (1993–2000).

В 1995 г.из этого раскола вышли архиереи Константин (Баган) и Антоний (Щерба), учредив УПЦ в лоне Константинопольского Патриархата.

5 июня 1995 г.была восстановлена регистрация Устава УАПЦ, что означало повторную легализацию УАПЦ в качестве религиозной организации (первый раз 2 октября 1990 г.)

  • В 1996 г.в результате стихийного «архиерейского собора» УАПЦ образовалась УАПЦ Синодальная, отвергавшая «патриарха» Димитрия (Ярему) и просуществовавшая ровно 1 год.

14–15 сентября 2000 г. преемником почившего «патриарха» Димитрия  (Яремы)  стал «митрополит» Мефодий (Кудряков) (2000–2015), а после «митрополита» Мефодия (Кудрякова) стал «митрополит» Макарий (Малетич) (2015–2018).

  • В 2001 г. от УАПЦ отделяется иерархия «митрополита» Михаила (Дуткевича) (†2001), основав «апостольскую церковь». С 2002 г. «предстоятель» УАПЦ – «архиепископ» Лука (Нарольский) (2002–2014); ныне – «митрополит Киевский и всея Украины» Стефан (Негребецкий) (с 2014 г. по настоящее время).
  • В 2002 г.из УАПЦ-С в США выделяется УАПЦ-С в Украине во главе с «митрополитом» Моисеем (Куликом).

18 июня 2005 г.Моисей (Кулик) становится «патриархом», а УАПЦ-соборноправная в Украине – УАПЦ-канонической.

  • В 2003 г. от УАПЦ отделяется иерархия во главе с «архиепископом» Игорем (Исиченко). С 2006 г. эта раскольническая группировка с центром в Харькове называется УАПЦ(обновленная).
     
  • Филаретовский раскол. Создание УПЦ-КП

Основатель:бывший Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Михаил Денисенко), предстоятель УПЦ-МП.

27 мая 1992 г. Архиерейский Собор УПЦ по поручению Синода РПЦ лишил митрополита Филарета  (Денисенко)  Предстоятельства и отправил за штат с запретом в служении, избрал нового Предстоятеля УПЦ митрополита Владимира (Сабодана). Неподчинение митрополита Филарета  (Денисенко)  Архиерейскому  Собору УПЦ в Харькове принято считать началом Филаретовского раскола.

Характерно:  впервые раскол создает фигура, облаченная таким саном и полномочиями, увлекает за собой в раскол двух штатных епископов: Иакова (Панчука) и, позже, Андрея (Горака).

25–26 июня 1992 г. «Объединительный собор двух церквей» объявил о создании «Украинской православной церкви – киевского патриархата» из части УАПЦ Мстислава (Скрыпника) и последователей Филарета (Денисенко). Сам Мстислав (Скрыпник) узнал о случившемся из вечерних новостей. Вчерашних автокефалистов-самосвятов «митрополит» Филарет и «епископ» Иаков «рукоположили в епископы».

11 июня 1992 г. Архиерейский  Собор  РПЦ  извергает  из сана заштатного митрополита Филарета (Денисенко). Последний становится монахом Филаретом.

21 октября 1993 г. Владимир (Романюк) (†14.07.1995) становится «патриархом» УПЦ-КП, а фактически – «английской королевой» в руках всевластного Филарета (Денисенко) в звании «заместителя».

20 марта 1994 г. «патриарх» Владимир (Романюк) принимает на правах автономии раскольническую группу бывшего католического священника, а ныне «митрополита» Миланского Евлогия (Клауса Хесслера).

22 октября 1995 г. Филарет (Денисенко) становится «патриархом» УПЦ-КП.

18–­23 февраля 1997 г. Архиерейский Собор РПЦ лишил монашества, отлучил от Церкви, предав анафеме, М.А. Денисенко.

  • В 1996 г.поссорившись с Димитрием (Яремой), в 1997 г. не желая быть за штатом у Филарета (Денисенко), «митрополит» Петр (Петрусь) в 1999 г. основал «Автономную православную общину святого  Иоанна  Богослова  во Львове».  Храма не имеет, никому не подчиняется.

25 марта 2000 г. Синод УПЦ-КП специальным «томосом» учреждает греческий экзархат во главе с Тимофеем (Кутальяносом) (†2004 г.), «епископом» Корсунским (сейчас «митрополитом» провозглашен Хризостом (Бакомитрос)).  

Филарет (Денисенко) не признает лишения его сана и анафему, до сего дняпродолжает служение в звании «патриарха» наибольшей раскольнической деноминации в Украине[2].

  1. Создание так называемой ПЦУ (Православной Церкви Украины).

9 октября 2018 г.начались заседания Синода Вселенского Патриарха, длившиеся три дня. Заслушав экзархов Вселенского Патриарха, посетивших Украину, приняли решение дать согласие на создание так называемой ПЦУ («Православной Церкви Украины»).

15 декабря 2018 г.состоялся так называемый «Объединительный собор», на котором УПЦ-КП, УАПЦ и два бывших митрополита УПЦ совершенно неканонично объявили об объединении украинских «церквей» в  «Единую поместную независимую церковь».  «Предстоятелем»  ПЦУ был избран самопровозглашенный «митрополит» Переяславский и Белоцерковский Епифаний (Думенко).

6 января 2019 г.в Стамбуле  Вселенский  Патриарх  Варфоломей вручил т. н. «митрополиту Киевскому и всея Украины» Епифанию «Томос об автокефалии Украинской Православной Церкви», что до сих пор оспаривается представителями почти всех канонических Православных Церквей. В «Томосе» ПЦУ именуется СЦУ («Святейшей Церковью Украины»).

Кратко проанализировав основные раскольнические деноминации в Украине, мы четко видим, как зерно раздора, однажды брошенное в почву, не перестает приносить свои губительные плоды, делая пшеницу плевелами, а бывших священнослужителей – раскольниками и самозванцами. Мы ясно видим, как тот или иной раскол зиждется на личности своего основателя и со смертью последнего продолжает дробиться дальше. И только Церковь Христова, укрепляемая благодатью Духа Святого, неизменно пребывает в единстве веры и союзе любви. Как сказано в Евангелии от Луки: «И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22, 31–32).

 

Протоиерей Ростислав Ярема



[1]Сотериология – от греч. soterion – спасение и logos – учение. В христианстве учение о спасении понимается как обретение праведниками вечной жизни и блаженства в загробном мире.

[2]29 епархий и более 4000 приходов, по данным официального сайта УПЦ-КП www.cerkva.info/uk/statistics.html